ER SACRUM

Главная

Тео/теалогия

Ритуальные тексты

Книга теней Гарднера

Статьи

Галерея

Союз Виккан России

Международная языческая федерация (PFI): мифы и реальность

Российское отделение Международной Языческой Федерации (Pagan Federation International или PFI) существует уже третий год, однако, многие не знают, что это за организация и каковы ее цели, почему она пришла в Россию и чем здесь собирается заниматься. Эта статья является своего рода ответом на эти и многие другие подобные вопросы. Толчком к ее созданию послужили мои дискуссии с Морганой, международным координатором PFI, и ParNadой, задавшей мне немало вопросов о роли и целях Федерации в России, а также открывшей мне глаза на некоторые мифы, выросшие вокруг PFI за эти годы.

Вначале немного истории. В далеком 1971 году, некоторые язычники Великобритании, столкнувшись со случаями дискриминации по религиозному признаку, а также с невежеством английского общества относительно язычества в целом, решили создать организацию, которая бы проводила активные кампании в защиту права язычников на свободу вероисповедания. Эта организация также была призвана помогать язычникам найти друг друга, налаживать общение на личном уровне и содействовать распространению правдивой информации о современном язычестве и язычниках в Великобритании. Организация изначально получила название Pagan Front или PF (Языческий Фронт), которое позже поменяли на более нейтральное – Pagan Federation (Языческая Федерация или ЯФ).

Со временем некоторые члены PF уехали из Великобритании в разные страны Европы, в США, Австралию и даже Японию! Поддерживать связь с ними из Англии стало почти невозможным (мы ведь говорим про восьмидесятые и девяностые годы прошлого столетия, когда еще не было скайпа), поэтому активисты ЯФ создали международное подразделение организации для членов ЯФ, живущих вне Великобритании, под названием Pagan Federation International или PFI (Международная Языческая Федерация). Под руководством Морганы в PFI произошли качественные изменения. Если в прошлом членство ограничивалось британцами, живущими за пределами родины, и незначительным числом американцев и канадцев, то с конца 90-х годов прошлого столетия большинство членов PFI c Великобританией никак не связаны. Сегодня в PFI входят граждане десятков стран – европейских, южноамериканских и даже африканских!

Что же такое PFI на самом деле? Это организация, которая существует в первую очередь для того, чтобы налаживать связи и контакты между язычниками. Все очень просто, поясню на конкретном примере. Допустим, где нибудь в Сургуте трое друзей прочитали книгу Брендана Майерса о друидах. Им очень понравилась эта книга, и они захотели узнать больше, и их стала притягивать эта тема. Они почитали сайты в Интернете, попробовали сами работать только по книжке. У них не очень получается, они чувствуют, что надо связаться с автором, пояснить некоторые моменты. И куда они пойдут? Они могут позвонить в издательство, выпустившее книгу, однако издательство очень редко помогает в таких случаях. Они могут писать вопросы на форумах, однако найти именно Брендана им будет сложно. Плюс, кто знает, захочет ли автор общаться? Авторы тоже люди. Круг замкнулся, остается либо забросить книгу, либо путем проб и ошибок пытаться что-то делать, а это долгий и трудный путь, который не каждому по плечу. Теперь представим, что ребята знают адрес электронной почты национального координатора (НК) МЯФ в России. Они посылают свой вопрос по почте. НК либо сам знает автора, либо спрашивает на форуме PFI, не подскажет ли кто-нибудь контакты автора. За пару дней ребята получают информацию об авторе, организовывают семинар с участием автора в Сургуте. Когда я говорю, что PFI существует, чтобы устанавливать связь и налаживать контакты между язычниками всего мира, я имею в виду именно это.

Вторая важная составляющая работы Федерации – это просвещение. Просвещение общества в целом и язычников в частности. Под просвещением общества здесь понимается во-первых, освещение случаев дискриминации по религиозному признаку против язычников, во-вторых, агитация за сохранение памятников языческой культуры, в-третьих, создание адекватного общественного мнения о современных язычниках, а также борьба с предрассудками и стереотипами, от которых современные язычники страдают. Именно ради этих целей был создан британский PF. Скажем честно, подобная просветительская деятельность очень важна. Она требует значительного количества добровольно потраченного времени и спонсорских денег. Подобную работу не так сложно вести в Великобритании, США, Канаде, в большинстве стран Европы. В этих странах идея толерантности к религиозным верованиям не пустой звук, существует гражданское общество, государство стоит на страже интересов всех граждан, независимо от их взглядов (конечно же, в разумных пределах).

В нашей стране все не так просто. Подобная деятельность чревата большими неприятностями, особенно в свете недавних событий. Некоммерческие организации в нашей стране и так под прицелом, гражданское общество в зачаточном состоянии, о справедливости государства можно только мечтать. Россия не уникальна в этом вопросе, есть и другие государства, где просвещать общество не так уж и просто. Будем искать пути решения. Думаю, что при высокой активности язычников, желающих добровольно и бесплатно помогать оказавшимся в беде собратьям, все возможно. Роль PFI состоит в налаживании обмена опытом между людьми по всему миру и в освещении событий на международной арене. Нам придется заниматься просветительской деятельностью в неблагожелательной общественной атмосфере. В каком конкретно формате будет вестись эта деятельность, зависит в первую очередь от нас с вами, русских язычников, желающих принести свое время и силы на алтарь общего дела.

С самого начала основополагающим принципом работы PFI является автономность и самостоятельность каждой «нации» (в данном словоупотреблении совпадающей с государством). Перед выходом этой статьи Моргана, Международный координатор Федерации, попросила меня: «Обязательно скажи, что вся работа PFI ведется на местном уровне. Очень важно поддерживать активность людей, давать им свободу делать то, что они считают нужным. Иногда, кажется, что все происходит хаотично, однако ты не представляешь, какими замечательными бывают плоды их труда». Эти слова раскрывают саму суть PFI – Федерация, это то, что вы делаете. От вас зависит, что делает организация, куда она стремится. Если у людей будет интерес и силы на поддержание связей, на просвещение и общение между язычниками всех стран, у нас будет жизнеспособное мировое языческое сообщество. Если люди не будут ничего делать, будут только сидеть дома в Интернете или общаться только внутри своих закрытых групп, то и не будет никакого международного или местного общения, не будет просвещения. Каждый решает этот вопрос для себя самостоятельно.

Теперь обратимся к самим мифам о PFI, с упоминания которых и начиналась статья:

Миф 1: Федерация стремится объединить всех язычников в России под своим “брендом”.

Мне трудно понять, откуда возник этот миф. Возможно, основанием для этого послужили общие фразы с русского сайта МЯФ. Возможно, что наших людей пугает само слово «Федерация». В России это слово означает что-то официальное, централизованное, государственное. Однако, не стоит забывать, что происходит оно от латинского foedus – «собрание, конвенция» и имеет много разных значений. Политическое значение этого слова в данном случае неприменимо. В Европе и Северной Америке федерациями называют не- которые профессиональные ассоциации, организации людей, объединенных общим хобби или заболеванием, и так далее. PFI получила слово “federation” («федерация») в наследство от PF, а те, в свою очередь, выбрали его, потому что оно начиналось с буквы «F», той же самой, что и в старом названии Pagan Front. Это нужно было для того, чтобы не переделывать логотип PF: язычники – практичные люди.

Достаточно обратиться к примерам стран, давно являющихся членами PFI. Никто никого там не объединял, задачи такой не ставил, да и в принципе это невозможно. Смею уверить вас, что никакого объединения нет, не будет и быть не может. PFI – это организация, существующая для развития связей и контактов между язычниками разных деноминаций внутри страны, а также с язычниками других стран. Не больше, не меньше. Поверьте, и это немалая задача! Объединение всех язычников невозможно хотя бы потому, что язычество не является единой религией. Мы слишком разные, чтобы объединяться в одну организацию.

Миф 2: PFI – это викканская организация, она нужна только викканам и работает для них.

Начнем с того, что PFI не является религиозной организацией вообще, ни викканской, ни какой-либо другой. Она не ведет религиозную деятельность, не занимается проведением обрядов, стажировкой жречества, не проповедует, и так далее. Признаков религиозной организации у PFI нет. Это – организация, помогающая язычникам поддерживать связь и контакты друг с другом, то есть несущая социальную и просветительскую, а не религиозную функцию. Максимум, что PFI может сделать, это помочь своим членам организовать фестиваль, рассказать о том, чем занимается та или иная община. Это значит, что члены PFI конечно участвуют в религиозных обрядах (собственных или по приглашению, иначе, какие они язычники), но это не PFI ритуалы, не PFI фестивали. PFI помогает советом, освещает деятельность, распространяет новости и так далее. Некоторые основатели и активисты PFI, в том числе Моргана, – виккане. Многие активисты – не виккане. Насчет некоторых моих коллег я даже не знаю, какой вид язычества они практикуют. Дело в том, что, так как PFI не религиозная организация, сама по себе тема конкретных практик поднимается между коллегами не часто. Национальный координатор по России (НК) – Асатруа, шаман. НК Польши – друид. НК Испании – не очень понимаю, но наверно реконструктор кельто-иберийской традиции. Много в организации и виккан всех мастей. Сколько виккан в PFI и какой процент в отношении других деноминаций они представляют, вам не сможет сказать никто. Мне бы и в голову не пришло спрашивать коллег об их личной практике, если только мы я знакомы с ними лично и мы не являемся старыми друзьями (да и в этом случае, я бы спросил их, только если бы они сами подняли эту тему). Я считаю это лич- ным делом каждого.

40 лет назад, возможно, в PF действительно было большинство виккан. Теперь, с тех пор как в PFI вошли десятки новых стран Восточной Европы, Южной и Центральной Америки, PFI стало значительно разнообразнее. За примерами ходить далеко не надо – в России в PFI входят родноверы и один представитель Асатру. Среди американских членов PFI можно найти практиков испано- афро-карибских культов брухерии и сантерии.

Для участия в PFI необходимо придерживаться трех принципов:

1. Любовь и Единение с Природой. Почитание жизненной силы и Её нескончаемого цикла жизни и смерти.

2. Жизнеутверждающая этика и моральная составляющая личности человека, предопределяющая, что каждый человек берет ответственность за раскрытие и развитие своей истинной сущности в гармонии с внешним миром и обществом. Подобная этика часто определяется выражением: «Поступай согласно Воле своей, толь- ко если не приносишь вред».

3. Осознание Божественности, стоящей выше понятия пола, принимая и мужские и женские аспекты Божественной Силы.

Прошу заметить, что это очень общие принципы, про викку здесь ни слова. От себя хочу добавить, что все, кто желает участвовать в МЯФ также должны обладать двумя важными качествами:

1) уметь общаться с окружающими, стремиться поступать согласно «золотому правилу»;

2) уважать права человека согласно конвенции ООН.

Люди, неспособные уважительно общаться с окружающими, вряд ли станут членами МЯФ. Расисты, нацисты всех мастей, шовинисты, гомофобы, религиозные фанатики – вам не сюда. Взаимное уважение – это обязательная основа любого международного, межконфессионального диалога. Можно и нужно гордиться своим народом, своей традицией, но уважайте право окружающих гордиться своей, даже если она отличается от вашей.

В заключение скажу следующее: PFI – это организация для тех, кто хочет потратить собственное время и силы на общее дело поддержки связей между язычниками, хочет помочь просветить общество на тему язычества и, если это возможно, помочь другим в беде. PFI – это совокупность свершений и усилий всех ее участников. Только от участников зависит, каким будет PFI. Только от русских язычников, от нас с вами, зависит, какой будет Федерация в России, каким будет международное и межконфессиональное общение язычников в России. Наша страна уже достаточно изолирована от мира, в силу ряда причин. От нас с вами зависит, будет ли наша страна открыта международному общению среди язычников или нет. Выбор за Вами.

Гвиддон
(г. Москва, 21 августа 2012 года),
электронная почта: gwiddon@paganfederation.org

Краткая информация об авторе: Гвиддон родился в Подмосковье, с 1996 по 2005 год проживал в провинции Онтарио, Канада. Потом провел год на Бермудских островах. С конца 2006 года живу в Москве. Викканин с 1998 года, в прошлом, верховный жрец Александрийского ковена в Онтарио. В 2009 году совместно с Морганой, международным координатором PFI, открыл российское отделение PFI в Москве, служил национальным координатором российского отделения МЯФ в первом году ее существования.

Время Луны, № 3. С. 31-34.

Хостинг от uCoz