ER SACRUM

Главная

Тео/теалогия

Ритуальные тексты

Книга теней Гарднера

Статьи

Галерея

Георгий Корженевский
ВИКАНСКАЯ ЭСХАТОЛОГИЯ
(анализ концепции Марион Вейнстайн)

– Господи, подумать только о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких сил даром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же это так смеется над человеком? Иван? (…)
– Чорт, должно быть, – усмехнулся Иван Федорович.
– А чорт есть?
– Нет, и чорта нет.
(Федор Достоевский «Братья Карамазовы»).

Проблема религиозного шантажа настолько древняя, насколько древними являются сами религии. По крайней мере, в обозримой нами человеческой истории богам чаще всего поклонялись из страха перед воздаянием в этой или иной жизни.

К великому сожалению, в христианстве, несмотря на то, что его основатель, то ли еврейский раввин, то ли Планетарный Логос, принес новую заповедь любви, все осталось по-прежнему. А в иудаизме и исламе и вовсе возобладали законнические тенденции, обусловившие поиск подлинно религиозного и мистического опыта вне пределов внешней формы вероисповедания, что особенно рельефно проявилось в некоторых направлениях суфизма.

Одним из самых излюбленных способов духовного шантажа стало манипулирование эсхатологией, т.е. учением о последних судьбах мира и человека. И вот здесь уместно вспомнить слова из великого романа Достоевского о затрате сил и веры даром, попусту. А «разводит» человека на проявление неэталонных эмоций именно религиозный бес, будь он в образе сытого православного попа или полусумасшедшего иеговиста. «Идею нужно подкармливать…» – вспомним знаменитые слова известного персонажа Юлиана Семенова.

Существует эсхатология личная и всеобщая.

Личная относится к моменту смерти, когда человек предстает перед всеми событиями своей жизни, совершая спонтанный перепросмотр.

Эсхатология всеобщая говорит о «конце мира» и подразумевает подведение итога существованию актуального человечества, и, более того, совершения насильственного религиозного акта (а иначе и не назовешь), коему название – Страшный Суд. Страхом перед данным актом и подкармливаются энергетически религиозные бесы и эгрегоры.

Викка свободна от эсхатологической назойливости и отвергает попытки навязывания всем единой судьбы.

Замечательная викканская писательница, американка Марион Вейнстайн, специалист по и-цзин, астрологии и Таро, разъясняет викканский взгляд на эсхатологическую реальность.

Эсхатология, так или иначе, имеет место быть, но не всеобщая, как хотелось, бы исходя из религиозного садомазохистского комплекса представителям монотеизма, а в виде конца устаревших, изживших свое, частных суперсистем. И одной из подобных суперсистем является совокупность всех официальных и фундаменталистских версий монотеизма. Эта многоголовая религиозная гидра в итоге уничтожит самое себя и это будет хороший итог.

Марион Вейнстайн поднимает вопрос, опираясь на астрологию и характеристики прежней и приходящей астрологической эпохе. Следует отметить, что фактор смены астрологических эпох удивительно совпадает с телемитским учением Алистера Кроули о завершении эона Осириса и начале нового эона Гора. В обоих случаях говорится о смене духовных парадигм и о воскрешении куда более традиционной, универсалистской и пантеистической духовности на новом витке спирали истории. И это насколько новая, настолько же и традиционная духовность, придет на смену монотеистическим девиациям.

«Время перехода», о котором говорит Марион Вейнстайн, совершенно совпадает с «бурей равноденствий» согласно Алистеру Кроули, возникающей вследствие борьбы староэонных и новоэонных тенденций. Время перехода

Переход – это пограничный период, когда Солнце выходит из одного зодиакального знака и входит в следующий. В случае годичного зодиакального цикла каждый такой период длится приблизительно один день. При смене астрологических эпох переход длится гораздо дольше. Здесь нет единого мнения. Наиболее часто говорится о длительности в 30 или 33 года. Но некоторые астрологи называют даже цифру в 300 лет.

Астрологическая эпоха длится около 2160 лет (космический месяц). Космический год длится соответственно около 25920 лет. Это время прохождения Солнца через все знаки Зодиака. Конец эпохи Овна и начало эпохи Рыб можно приблизительно датировать 157 годом до н.э. Конец эпохи Рыб и начало эпохи Водолея относится к 2003 году. Как вы уже заметили, в отличие от годичного зодиакального цикла, астрологические эпохи сменяются в обратном порядке.

Вообще границы астрологических эр несколько приблизительны. Марион Вейнстайн приводит пример с пограничным столбом (граница между астрологическими эпохами), который отбрасывает тень – влияние одной эры на другую. Это и есть время перехода. Она отмечает, что для нас, живущих в данном времени, важно лишь внимательно следить за сопровождающими этот сдвиг постепенными переменами и отмечать основные тенденции новой эпохи.

Следуют отметить, что столкновения тенденций уходящей и наступающей эпохи часто имеет разрушительный, а иногда и катастрофический характер. По крайней мере, данные столкновения всегда опасны, и каждому стоит проследить за тем, чтобы они не влияли на него разрушительно. Человек в этом отношении может стать неким полем борьбы между противоположными тенденциями, и это положение вряд ли можно было бы назвать комфортным. Вспомним слова из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «Здесь дьявол с Богом борются, и поле битвы – сердца людей». При этом в роли дьявола может выступать как «старое», так и «новое» – все в зависимости от восприятия.

На самом деле, нет «хороших» или «плохих» знаков. Знак несет в себе совокупность идеальных возможностей, которые способны проявиться как в позитивном, так и в негативном аспектах. Вопрос заключается в том, как позитивные тенденции реализовать, и избежать негатива – это дело индивидуальной духовной практики. Но чаще всего ситуация обстоит таким образом, что в конце эпохи остаются в основном ее негативные, энтропийные проявления, тянущие которые борются с созидательными тенденциями новой эпохи.

Рыбы, и их проблемы

Все наиболее острые и даже безысходные проблемы Рыб укоренены в дуалистическом восприятии, характерном для мировоззренческой парадигмы этого знака. Проблемы дуалистических тенденций усугубляются идеализмом, который в негативном своем измерении означает отрыв от жизни и даже борьбу с ней.

Дуализм – учение, постулирующее принцип борьбы двух противоположных, несводимых друг к другу начал. Дуалистичность даже отражена в самом эмблематическом изображении астрологического знака: одна рыбка плывет в одну сторону, а другая – в другую. Дуализм религиозных верований, как отмечает Марион Вейнстайн, заключается в том, что Бог пребывает «снаружи» и представляет собой воплощенное индивидуализированное высшее начало. То есть, Бог есть «абсолютный господин», а человек лишь его раб.

Говоря о христианстве, Вейнстайн затрагивает тему религиозной авторитарности фигуры Иисуса, и хотя его проповедь могла и не подразумевать назойливой автократии, христианство в целом развивалось в соответствии с выбором, обусловленном тенденциями наступившей эпохи Рыб. Действительно, проповедь Христа заключалась в противоположном – показать имманентность Божества, то, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Еще одним аспектом дуалистической тенденции, согласно Вейнстайн, стала концепция противопоставления добра и зла, Бога и дьявола.

Религиозным идеям эпохи Рыб характерно обращение в свою веру, духовная иерархия, представления о ереси, преследования инославных и иноверных, обоснование практики «священной войны».

Дуализм, как отмечает Вейнстайн, распространился и на отношения между мужчинами и женщинами. В их основе – восприятие мужчины и женщины как двух разных биологических видов. При этом, мужчина – выше, а женщина – ниже.

В эпоху Рыб патриархат воплотился в чистейшем виде, и Бог был, несомненно, мужчиной. Дуализм сказывался и внутри взаимоотношений между мужчиной и женщиной: деление на «сакральное» и «профанное», «святое» и «грешное» коснулось даже любви. Чисто духовные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, воспринимались как высшие, а сексуальные – как низшие. Отсюда, по утверждению Вейнстайн, пошли целомудрие, культ «Прекрасной Дамы» в практике рыцарства, аскетизм, целибат и сексуальное угнетение.

Еще одна характерная черта эры Рыб – исполнение приказов. В этом отношении Вейнстайн подчеркивает наличие жесткой социальной иерархии. И действительно, идеалистичность Рыб зачастую порождает неспособность к диалогу, что обусловливает тиранические и даже человеконенавистнические тенденции.

Эпоха Водолея

Как мы уже отмечали, новая астрологическая эпоха раскрывает целый кладезь возможностей. Однако, исходя из консерватизма восприятия, присущего многим, эти возможности могут и отпугивать, потому Марион Вейнстайн точно и адекватно раскрывает вред следующей негативной психологической установки: «настолько хорошо, что даже не верится».

Речь идет о том, что, руководствуясь подобной установкой, человек закрывает для себя любую возможность улучшения своих дел. С точки зрения староэонных традиционалистов, положения и наблюдения Вейнстайн могут показаться исполненными прекраснодушия, однако в свете наступления новой эпохи они совершенно справедливы. Марион Вейнстайн провозглашает: «У нас есть причины для оптимизма по поводу наступающей эры Водолея! Знатоки оккультизма издавна предвещают, что с ней на нашей планете наступит Золотой век».

Главными тенденциями Водолея Марион Вейнстайн называет стремление к равенству и единству. Расизм и национализм, детища дуалистических воззрений, становятся архаикой. Представление о лояльности уже ориентируется не на внешнюю власть, а на личную совесть человека. Вейнстайн говорит о «внутренней власти», которая будет нами управлять.

Водолею свойственен в большей степени взгляд, согласно которому божественное начало имманентно человеку и миру, в отличие от взгляда на трансцендентность Бога своему творению. Вообще, Бог не пребывает ни исключительно внутри, ни снаружи, не обладает ни мужской, ни женской природой, и не обязательно похож на человека. Нет нужды также и в образе дьявола, виновного во всех человеческих поступках, ибо ментальность эры Водолея придает большое значение личной ответственности.

В религиях Водолея, утверждает Вейнстайн, посвященные станут выполнять новые функции, так как людям для общения с Богом больше уже не нужно будет посредничество жрецов или святых. Люди смогут общаться с Богом напрямую, ибо Он пребывает в каждом.

Очень ярко и безапелляционно Марион Вейнстайн говорит о сексуальных отношениях и проблематике отношений полов, учитывая все проявления сексуального угнетения, существовавшего в эпоху Рыб. Она указывает, что стремление к равенству и единству приводят к идее неразличимости полов (unisex). Вейнстайн подчеркивает подобные приметы эры Водолея: движение гомосексуалистов, движение женщин, транссексуализм, открытое признание бисексуальности, а также гомосексуальности. «Половой шовинизм», как утверждает Вейнстайн, очевидно понимая под ним нарочитую маскулинность, утратит свое значение. Также и сексуальность больше не будет считаться «ниже» духовности. Любовь включает в себя секс, а не противопоставляется ему. Американская писательница выступает за здоровые сексуальные отношения, при этом здоровье не определяется ориентацией и сексуальной идентификацией, а добровольностью, не насильственностью интимных отношений.

Борьба эпох во «время перехода»

В настоящее «время перехода, как указывает Марион Вейнстайн, существует взаимоналожение тенденций Рыб и Водолея. При этом «чистые» тенденции Водолея как бы «загрязняются» еще остающимися проявлениями Рыб. Отметим, что данное положение дел зачастую льет воду на мельницу староэонных консерваторов, которые склонны выдавать эти загрязняющие проявления уходящей эпохи за истинные установки новой эпохи. На самом деле между староэонными и новоэонными проявлениями в настоящее время происходит непримиримая борьба. Марион Вейнстайн прослеживает это эклектическое смешение разнородных тенденций в современном мире, являющихся следствием борьбы, подчеркивая их временный характер.

Начнем с отношения к сексу, ибо либидо, как известно, мощнейший человеческий импульс. Вейнстайн утверждает, что сексуальная эксплуатация, «грязные фильмы» и т.п. свидетельствуют о том, что секс еще не перестал ассоциироваться с похотью. В этом заключается насильственность подхода эры Рыб к идеям Водолея.

Теперь о взаимоналожениях в сфере политики. Идеал правления эры Водолея воплотится в народе, который будет буквально править собой сам, но это пока еще не осуществилось (продолжение тезиса о «внутренней власти»). Демократия, социализм и коммунизм в теории представляют собой общества самоуправления, но в них по-прежнему преобладает тоталитарная практика, власть бюрократии и авторитетов. Вейнстайн утверждает, что функционирование этих систем представляют собой явления перехода, так как они пытаются воплотить идеи эры Водолея, но форма этого воплощения принадлежит эре Рыб. Например, коммуны – от Водолея, а коммунистические диктатуры принадлежат переходу (идея Водолея, а форма – Рыб).

Проблематика взаимоналожений, конечно же, не миновала и религиозные институты. Так медитация, согласно Вейнстайн, от Водолея. Но любые жесткие, структурированные или коммерческие организации, поставляющие медитацию, другие духовные техники, представляют собой явления перехода. «Просветление» за мзду, достигаемое при помощи определенного набора правил, – это идея эры Водолея в форме эры Рыб. Различные религии, гуру, мессии, секты, стоящие на грани между Востоком и Западом, есть переломные явления, воплощающие религиозные идеи Водолея в рамках присущей Рыбам модели следования за лидером. Весьма проницательно Вейнстайн замечает и обратные переходные явления. Монахини в обычных повседневных одеждах, женщины-раввины, женатые священники, церкви для гомосексуалистов – это ростки эры Водолея, привитые на религиозное древо Рыб.

Полагаем, что интересными будут также некоторые экологические, цивилизационные и психологические наблюдения Марион Вейнстайн о противоположностях астрологических эпох.

Во-первых, она отмечает, что идея эксплуатации планеты – плод дуализма эры Рыб, плод отделения человека от Бога и от всей Вселенной. Детище эры Водолея – экология, порожденная осознанием того, нужно спасти планету и восстановить природу, ибо все мы неразрывно связаны с окружающей средой.

Во-вторых, Вейнстайн говорит, что Рыбы – водный знак, и географические исследования в эры Рыб проводились главным образом на кораблях. Водолей – знак воздушный. Самолеты, ракетные корабли и спутники – это средства исследования пространства, характерные для Водолея. И, наконец, еще одно совершенно объективное утверждение. Вейнстайн говорит, что опьянение жидкостью характерно для Рыб, а опьянение «воздухом» (марихуана) – для Водолея. Это, верно, тем более, что существует одно четкое психологическое наблюдение: пьянство определенным образом связано с патриотизмом, совершенно «рыбьим» признаком сознания и восприятия. Любые же наркотики, апеллирующие к установлению связи с миром Атмосферы (воздух), или миром тонких форм, связываются их сторонниками с идеей свободы сознания, и размыванием каких бы то ни было устоявшихся консервативных стереотипов.

Крах тоталитаризма

Как мы уже отмечали в начале статьи, проблематика «конца света» не является строго объективной, как нам хотят внушить монотеистические религии. Она обуславливается ранее – предчувствием, а в настоящее время реальностью того фактора, который очень хорошо раскрывает Марион Вейнстайн.

Эсхатологические ожидания, присущие «рыбным» религиозным формам, она трактует следующим образом: «Такие мысли о конце света представляют собой примитивный страх перед новым, и просто важно не поддаваться им. (…) Мир не близится к концу, просто заканчивается эра Рыб! (…) Уходящая эра иногда проецирует собственную кончину в самых неблагоприятных красках». То же, по всей очевидности, относится и к предсказаниям авторов антиутопий о кошмарных культурах будущего, выражающиеся в описании, прежде всего жестокого тоталитарного правления в общепланетарных масштабах. Хотя в последнем случае ценным является предупреждение относительно неприемлемости любых форм тоталитаризма.

В заключении мы хотели бы упомянуть одно проницательное замечание популярного писателя Сергея Лукьяненко из его «Дозоров» о том, каким образом человек, обретая трансцендентальный статус мага, становится Светлым или Темным. Если при первом входе в Сумрак, что является аналогом толтекского «перехода черты, после которой нет возврата», человек посещает его с негативными мыслями и эмоциями – он становится Темным, если же в состоянии духовного подъема, то перерождается Светлым. И действительно, эсхатологические ожидания усиливают в современном мире темные тенденции, умножая манипуляцию и психические расстройства. Напротив, здоровый интеллектуальный оптимизм, не оставляющий ни одного религиозного беса сокрытым, присущий викканству, умножит силы добра и Света.

"Викканский вестник", № 1, апрель 2012, С.9-14.

Хостинг от uCoz