Эйдан Келли
Религия антиномии
[1]
http://www.patheos.com/blogs/aidankelly/2012/10/the-nature-of-the-craft-movement/
Поверить в то, что можно закончить учиться – значит, стать необучаемым. Состояние необучаемости, которое, согласно Скотту Пеку [2]
(я перечитываю его «Непроторенную дорогу», наверное, в четвертый раз), является душевным заболеванием, столь же тяжелым, как шизофрения, и даже менее поддающимся лечению, ответственно за львиную долю того зла и жестокости, которые мы наблюдаем в мире с тех пор, как мы наблюдаем саму человеческую историю. Держаться всеми силами за устаревшую карту реальности, отказываться рассматривать новые факты, которые требуют пересмотра этой карты – значит, быть необучаемым, то есть, попросту говоря, быть тяжело больным – душевно и духовно. Зло возникает тогда, когда перед лицом новых фактов человек отказывается пересматривать свою карту, а вместо этого убивает вестника, надеясь, что это заставит саму весть замолчать навеки. Этого не случится. Однако, талибы пытались убить четырнадцатилетнюю девочку, которая говорила правду о том, что действительно написано в Коране [3]. А в США на настоящий момент две самые опасные старые карты – это вера в буквальную истинность Библии и в то, что нерегулируемый капитализм свободного рынка может работать. Каждому из нас необходимо набраться смелости, чтобы сказать людям, придерживающихся этих верований, что они больны на всю голову, и ни в коем случае не голосовать за них.
Теперь я подхожу к моей главной мысли. Значение Ремесла заключается именно в том, что оно представляет собой оружие против безумия необучаемости, против тех людей, которые извращают учения своих собственных общин, партий и сообществ. Ремесло не является религией природы. Оно не является этнической религией. Оно не является религией Нью-Эйджа или метафизической, языческой или феминистской религией. Конечно, многие будут утверждать обратное – по любому из этих пунктов. Но у каждого из них найдется множество оппонентов. Ремесло, скорее, по своей сути – религия антиномии, религия противостояния мертвой форме.
В сердце Ремесла лежит его «основной миф» о том, что мы – наследники тех, кто был убит во Времена Костров. У нас с ними нет никакой организационной преемственности; верить в то, что она есть – это еще одна разновидность опасной веры в ложь вопреки реальности. Но между ними и нами есть интеллектуальное преемство. Мы верим в то, что погибшие люди имели безусловное право, как человеческие существа, верить в то, во что они верили…Патрик Генри [4]
однажды сказал, что истинной целью Первой поправки было не допустить повторения сейлемских ведовских процессов в Америке [5]
. Поэтому, когда на Сауэн мы зачитываем имена погибших в Сейлем-Вилладж, мы вспоминаем сами основания нашей веры. Этот эпизод для нас подобен истории о том, как Мария встретила Иисуса у входа в его гробницу, как Исаак не был принесен в жертву или как Бог передал Коран через своего пророка Мухаммеда, да будет благословенно его имя. Да, погибшие в Сейлеме скорее всего были христианами-конгрегационалистами, и не были ведьмами (Witches) – ни в старом, ни в современном смысле. Но они погибли ради нас. Потому приверженцы нашего движения и называют себя «ведьмами». У нас есть моральное обязательство помнить их имена, и имена всех, пострадавших во имя духовной свободы.
Примечания
[1]
Под "антиномией" (antinomian religion) Келли понимает не акцент на логический парадокс или неразрешимый вопрос, а принципиальную критичность по отношению к авторитетам. Конечно, Келли здесь намекает в том числе и на "антиномианство", христианское движение, возникшее в пуританском Массачусетсе в 1635 г. и жестоко подавленное духовными и светскими властями колонии.
[2]Скотт Пек (1936-2005) - американский психиатр. Его книга "Непроторенная дорога" переведена на русский.
[3]Имеется ввиду тяжело раненая 9 ноября 2012 г. талибом-террористом пакистанская школьница Малала Юсуфзай, открыто выступавшая против движения Талибан и в пользу женского образования.
[4]Генри, Патрик (1734-1799) - американский публицист, общественный деятель, один из отцов-основателей США.
[5]Сейлемские процессы - ряд судебных разбирательств по делам о ведовстве в поселке Сейлем-Вилладж, колония Массачусетской бухты (в основном в 1692 г.). В ходе процессов всего за полгода в поселении, где жило чуть более 250 жителей, в тюрьме по обвинениям в ведовстве оказалось более 150 человек, несколько десятков были осуждены, а 19 человек - казнены (погибли еще двое человек - в тюрьме и во время пыток). Сейлем уже для современников стал вопиющим символом неэффективного и жестокого суда, а также абсурдности ведовских процессов. Поминальные службы виккан и язычников в праздник Ноябрьской ночи часто проводятся в современном Денверсе (быв.Сейлем-Вилладж), Массачусеттс, в мемориале, посвященном жертвам ведовской истерии.
Первод и примечания: Грасиа.