ER SACRUM

Главная

Тео/теалогия

Ритуальные тексты

Книга теней Гарднера

Статьи

Галерея

Союз Виккан России

ПРАЗДНИК ВЕЛИКОГО ЮЛА

Зимнее Солнцестояние, или Великий Юл (Йоль), является праздником возрождения Света и Жизни из лона космической Ночи.

В 2011 году оно произойдет с 21 на 22 декабря. Юл является одним из осевых событий в древней традиции, и входит в число так называемых Саббатов – великих праздников священного годового цикла. Новое Солнце устремляется из глубины космической пещеры, и несет мир, радость и изобилие, утверждая полноту бытия. Именно этот день знаменует начало действительного Нового Года, когда начинается возрастание дня и уменьшается темное время суток.

Жизнь вечная

Празднование Зимнего Солнцестояния сопровождается изобилием и утверждением зеленого цвета. Дома украшаются всевозможными вечнозелеными растениями, среди которых выделяются падуб (остролист), плющ, омела (паразитическое растение, растущее на дубе, и воспринимавшееся как семя Божества). Ну, и конечно же, этот праздник не обходится без вечнозеленой елки!

Такое буйство зеленого цвета символизировало «жизнь вечную», ибо данный цвет всегда ассоциируется с цветением, взращиванием, природным изобилием. Оттого зеленый цвет и является во всех культурах цветом вечной жизни.

Так как зелень никогда не покидает ветви растений, о которых мы говорили, считается, что они имеют власть над смертью и разрушением. Эти растения властны победить демонов зимы, и также имеют силу привлечь приближающееся Солнце.

От тьмы – к свету

Итак, Зимнее Солнцестояние знаменует победу жизни над смертью. Это праздник утверждения вечной жизни. Его мистериальное содержание заключается в рождении младенца бога Солнца из лона Ночи. Также говорят о возрождении Короля Дуба, или Солнечного Короля, Дарующего Жизнь. Он согревает замерзшую землю и пробуждает жизнь в семенах, хранившихся в ее лоне всю долгую зиму.

В день перед Солнцестоянием, зажигаются свечи, отгоняющие темные силы и указывающие путь Солнцу обратно на небо. Они приглашают «свет мира». Нельзя не вспомнить также о традиционном венке, сделанном из вечнозеленых растений, с четырьмя свечами, укрепленными в нем. Таким образом, священный праздник является не просто ожиданием, но и активным участием людей в возрождении природы.

Викка в мире

Современной западной традицией, заново раскрывшей все богатство переживания священного и праздников сакрального календаря, является Викка. Она органично объединяет древность и современность, священное и мирское. Викка находит все больше приверженцев на территории восточных славян в силу возрастающей общности их культурной и исторической судьбы с Западной цивилизацией.

Ее несомненное преимущество в том, что в отличие от явлений, часто свойственных религиям единобожия или национально ориентированному язычеству, ей совершенно не присущи партикуляризм, догматизм, религиозная и этническая нетерпимость. В Викке имеется множество направлений, тем не менее их представителям не приходит в голову критиковать друг друга и призывать к «истинной вере». По всей очевидности, именно к этому должны стремиться все религии в условиях открытого общества.

Викка подчеркнуто универсальна, и это соответствует современным процессам глобализации. С другой стороны, она позволяет исследовать и практиковать собственные национальные традиции без подчинения вредной идеологии, навязанной государством. Это действительно либеральный и поистине мудрый подход. Потому совсем не зря понятие «witch» (ведьма), от которого и происходит название «Викка», соотносится с понятиями «мудрости», «святости» и «волшебства». Да и на белорусском языке «ведзьма» является однокоренным словом с «ведаць», т.е. «знать».

Смерть и возрождение

День, предшествующий Солнцестоянию, до момента возрождения Солнца, считался одним из самых неблагоприятных и крайне опасных. В славянской традиции он назывался Карачун – это второе имя Чернобога, предстающего в данной своей ипостаси как повелевающий морозами злой дух, сковывающий стужей землю, погружая ее в смертный сон. Слугами грозного Карачуна являются медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. До сих пор в народе понятие «карачун» используется в смысле погибели. Не зря говорят: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун».

В этот день воскресали мертвые, пробивалась в наш мир нечистая сила, а в окрестностях городов и деревень, согласно преданиям, выискивали своих жертв вампиры. Потому с незапамятных времен люди устраивали магические танцы с разнообразными огнями, и по всей Европе эти танцы были защитой от тьмы.

В ночь на Зимнее Солнцестояние никто не должен был спать, чтобы обезопасить себя от любого влияния зловредных сил и достойно встретить восход Солнца. И когда утром мужчины и женщины, коим случалось попасть в безлюдные места, могли увидеть, что звери безмятежно отдыхали вместе, когда хищники и их жертвы мирно собирались все на один день, они воочию сталкивались с праобразом будущего Рая.

Приятные хлопоты

Праздник Зимнего Солнцестояния явно располагает к тому, чтобы подвести итоги за уходящий год, отбросить старое и ненужное, и провести для себя новые перспективы. Для тех, у кого есть собственный дом и участок, имеется многозначительная символическая возможность провести ритуал йольского полена. В соответствии с традицией, полено берется с земли владельца дома или принимается в подарок, но ни в коем случае не покупается. Оно должно гореть в камине всю ночь, затем тлеть в течении 12-ти дней, после чего церемониально выниматься. До того, как его поджечь, отщепляют кусочек дерева, который нужно сохранить, ибо им поджигается новое полено в следующем году. Это указывает на неразрывность годового цикла, на сохранение и приумножение всего доброго, позитивного и созидательного.

Очень важно украсить дом разнообразными гирляндами светящихся фонариков. И, конечно же, это время, когда люди дарят друг другу подарки. Принято даже дарить подарки птицам и феям, повесив украшения из фруктов, орехов, семян и ягод на ветки деревьев во дворе. Это будет свидетельством неразрывного единства и взаимосвязи человека со всем окружающим миром и живыми существами, его населяющими.

Георгий Корженевский
"Витебский курьер", 15 декабря 2011 г., №44 (103).

Хостинг от uCoz