ER SACRUM | ||
ГлавнаяТео/теалогияРитуальные текстыКнига теней ГарднераСтатьиГалерея |
Ночь, когда поднимается завесаВ этом году для меня Хэллоуин начался вечером 28 октября. Я пошел на открытое собрание, которое язычники Вашингтона и окрестностей устроили в центре столицы. Это был drumming circle – «круг барабанного боя». Уже в пятый или шестой раз язычники разных традиций и вер проводят его на ступенях мемориала Томаса Джефферсона. Это место выбрано не случайно: с именем Джефферсона связывают первую поправку к конституции США – первый законодательный документ, где провозглашался принцип отделения религии от государства и право граждан исповедовать любую религию. В центре круга стоял вудуистский алтарь. По четырем сторонам света на алтаре помещались изображения и символы ориша, богов-предков религии вудун. Из четырех божеств я знал только Элегуа – покровителя перекрестков и границ (Хэллоуин – его ночь, когда границы между мирами становятся прозрачными). Его статуэтка, перед которой в качестве приношения дымилась чашка кофе (это подлинная карибская традиция), стояла на западе алтаря, а на севере – статуэтка Христа в ипостаси одного из вудуистских владык «сети» - метафизической основы всего сущего. Помню, еще фигурировали Ойя и Йемайя – богини подземного мира и моря.
Ритуал посвящался предкам. Каждый соединялся со своими, громко выкрикнув, или наоборот, прошептав их имена в начале обряда. Перед их призванием предков, ведущий (вудуист) предложил почтить Джефферсона, благодаря которому само событие стало возможным. «Предки продолжают жить в нас, - говорил он. – Они участвуют в нашей жизни и стремятся помочь нам. Ваш путь – в вере или в жизни – это продолжение их пути, даже если ваши пути кажутся непохожими. Их вера была правильна для них…». И он запел мантру, которую, постепенно подхватил весь круг: “Ancestors, ancestors, reach me, teach me, bless me through” («Предки, предки, соприкоснитесь со мной, научите меня, благословите меня»). Несколько человек били в барабаны, почти у всех нас в руках были погремушки или пара полых трубок, которые при ударе издают гулкий звук. Мы двигались вокруг алтаря, повинуясь ритму, сжигали на свечах записки с пожеланиями на будущий год, пели какие-то невероятные, неведомые нам самим слова из одних только гласных. Люди, с начала державшиеся на периферии круга (и я в их числе), выходили танцевать к алтарю – ритм сильнее скованности, сильнее стеснения, даже затверженного привычкой. И – среди нас постепенно начал свою работу дух. Шел дождь – а мы не мокли, было холодно, а мы не мерзли – хотя свечей на алтаре под открытым небом у воды залива Тайдал-бэйсин явно было недостаточно, чтобы обогреть круг из 30 человек. Я должен был себе отбить левую ладонь, о которую стучал (с изрядной силой) деревянной колотушкой – но ладонь не чувствовала никакой боли, хотя иногда после длительные аплодисментов в театре дает о себе знать еще долго.
Я призвал помощь Глеба Боткина в создании Союза виккан России. Глеб Боткин (1900-1969) – прочно забытый в Америке и практически неизвестный в России, русский эмигрант, основавший первую в США – и в мире – неоязыческую организацию – церковь Афродиты – в 1938 году. Совершенно естественно было в Хэллоуин обратиться к нему – к общему «предку» всех язычников 20-21 века. «Предки» - это не только предки по крови, но и по духу. Те, кто оставил во мне часть себя. И они – в отличие от «близких» - «мертвы» - т.е. уже вне пределов моего дневного сознания. Платон, Августин, Блок, Пушкин, Мандельштам, Терц, Толкиен, Грейвс, Гарднер, Шестов, и многие другие – мои предки. В этом году моим «предком» стал человек, меньше, чем на два года старше меня – мой лучший друг детства. Я разговаривал с одним из заводил круга – очень веселым и милым человеком, по имени, кажется, «Уэнди» (слышал его дважды и не запомнил). Он очень порадовался, когда я сказал ему про СВР. Он сказал, что «больше тяготеет к Шиве-Шакти и всему такому». Говорил мне «намасте» в соответствии со своей традицией, а когда я уходил – «до свиданья» по-русски. Я ответил, что надеюсь когда-нибудь пригласить его с его барабанным кругом на Красную площадь, отчего он пришел в веселый восторг.
Когда я шел к метро (время было уже позднее), меня попутал Элегуа. Ориентируясь на страшноватый обелиск Джорджа Вашингтона, я пытался выйти к Смитсониевскому метро, на востоке от Тайдал-бэйсин. В итоге я обнаружил, что иду по дороге к Белому дому, на север а передо мной трепещут на ветру палатки участников «Захвати округ Колумбия». Кстати, в этом лагере был (и, возможно, до сих пор есть) Pagan Ritual Cluster – «секция языческого ритуала» - язычники, протестующие против экологических и социальных преступлений современного мира. Ориша перекрестков все-таки вывел меня к метро – притом оттуда мне было даже ближе до дома. Я ощутил себя человеком перед лицом сил, которые выше, сильнее и мудрее нас. В нашей гордыне мы пытаемся законсервировать свои собственные сны о них, придав им видимость неподвижности – вся наша «религия», «богословие», «культура». Но «они» в первую очередь – «не мы», и в мире нам остается только упование на них и доверие к ним – та крепчайшая основа, на которой вырастает то, из чего создан мир – «любовь, что движет солнце и светила». Гарсиа,
Хостинг от uCoz
|