ER SACRUM

Главная

Тео/теалогия

Ритуальные тексты

Книга теней Гарднера

Статьи

Галерея

Союз Виккан России

Гарсиа
Краткая история пентаграммы
(для первого выпуска газеты "Викканский круг")

Среди символов, которые использует человечество, правильный многоугольник, известный как «пентаграмма», занимает совершенно особое место. Первые пентаграммы появились в Междуречье в четвертом тысячелетии до новой эры. Пентаграмма здесь была письменным идеографом, который обозначал «угол», «яму» или «небольшое помещение», и рисовалась двумя углами вверх. Впоследствии в вавилонской культуре она приобрела значение оберегающего магического знака, и, возможно, в таком качестве распространилась по древнему Средиземноморью. Пентаграмму можно увидеть на архаических греческих вазах и на северокавказских межевых столбах, на египетских статуэтках и на стенах античных храмов.

Мистическим символом пентаграмма впервые стала для пифагорейцев (VI-IV вв. до н.э.). Сам Пифагор, согласно преданию, называл пентаграмму «хугейя» («здоровье» или «целостность»); пять греческих букв, составлявших это слово ('YГEIA), написанные по пяти вершинам фигуры, делали ее символом целостности мира и одновременно талисманом, наделяющим здоровьем. Кроме того, Пифагору приписывается открытие золотого сечения в геометрической форме правильной пентаграммы (пять равнобедренных треугольников, основаниями которым служат ребра правильного пентагона).

Впервые ассоциация между пентаграммой и основными элементами мироздания возникла в дальневосточном мистицизме. «У-син» или «пять элементов» китайской метафизики (огонь, вода, земля, металл, дерево) схематически объединяются пятью скрещенными линиями, образующими пентаграмму – эти линии символизируют взаимодействие элементов, порождающих и уничтожающих друг друга.

В европейском Средневековье пентаграмма стала обозначением микрокосма, человека. Христианские мистики указывали на то, что гармония человеческого тела основана на числе 5, и пентаграмма отлично подходила для выражения этой гармонии. Вера в силу пентаграммы в высокое средневековье была так сильна, что церковь специально обратила внимание на недопустимость магического использования «звезды Соломона» даже как защитного средства от демонических сил. Тем не менее, в поэме «Сэр Гавэйн и Зеленый Рыцарь» пентаграмма, помещенная на щит героя, оказывается ни более, ни менее, символом пяти ран на теле Христа.

В средневековье пентаграмма прочно обосновалась в сфере эзотерического. Первый известный нам гримуар, Liber Honorii (середина XIV века) содержит «великую печать», служащую для подчинения духов, центром которой является пентаграмма. Пентаграммы то и дело появляются в позднейших гримуарах, в том числе в знаменитых «Ключиках Соломона», в качестве одного из основных компонентов «магической геометрии». Огромную силу пентаграмме приписывал Парацельс (начало XVI века), а в «Оккультной философии» Корнелия Агриппы появилась знаменитая схема – мужское тело, вписанное в пентаграмму.


Пентаграмма Агриппы из De Occulta Philosophia (кн. 2 гл. 23; первое издание - Кёльн, 1533 (?))

Агриппа, кажется, был первым, кто соединил абстрактную фигуру пентаграммы и реалистическое изображение, однако этот гибрид оказался настолько удачным, что даже в конце XX века многие люди верили, что пентаграмма появилась как схематическое изображение человеческого тела с его пятью выступающими частями. Соответственно, «перевернутая» пентаграмма (двумя углами вверх), прежде не означавшая ничего негативного, теперь оказалась символом нарушения естественного порядка, установленного Богом, – а потому, символом зла и эмблемой владыки зла – Сатаны.

В эпоху барокко и Просвещения пентаграмма получила широкое распространение в тайных обществах и авторских мистических учениях. Масоны популяризировали пентаграмму и ее «родную сестру» пятиконечную звезду настолько, что последняя легла в основу символики многих государств, утеряв первоначальное эзотерическое значение (США, послереволюционная Франция, советские республики, Евросоюз, колонии европейских стран, получившие независимость в XX в. и т.д.). Впервые пентаграмма превратилась в символ новой религии на рубеже XIX-XX веков: в бахаизме пентаграмма называется «хайкал» (храм) и обозначает посланца Творца – пророка бахаизма Бахауллу.

Однако развитие пентаграммы в эзотерике не завершилось масонством. Элифас Леви, которому церемониальная магия средневековья была обязана своим возрождением в XIX веке, увязал углы пентаграммы с пятью элементами западного эзотеризма, помещая «квинтессенцию» или «астральный свет» - основу всех четырех стихий – на той вершине фигуры, которая обращена вверх. В ритуале появилась целая система начертания пентаграмм «вызывающих» и «изгоняющих» духов определенного элемента – в зависимости от того порядка, в котором рисовались линии пентаграммы. Леви предостерегал против использования «перевернутой» пентаграммы, объясняя, что она является «символом зла, и привлекает злобные силы, поскольку извращает нормальный порядок вещей и демонстрирует победу материи над духом. Это козел похоти, нацелившийся в небо своими рогами, символ, которого избегают посвященные». Впоследствии «теория пентаграммы» Леви нашла благодарных последователей среди магов Золотой Зари и связанных с ней групп. Сложный ритуал Золотой Зари заимствовал у Леви систему вызывающих и изгоняющих пентаграмм, несколько переработав ее: «ритуалы пентаграммы», служащие целям защиты мага во время операции или создающие для нее магическое пространство (круг), получили в XX в. широкое распространение среди оккультных практиков. Самый базовый из этих ритуалов, «малый ритуал изгоняющей пентаграммы», основан, по словам Израэля Регарди, на еврейской магической молитве – он включает в себя «каббалистический крест» (крестное знамение, сопровождаемое световыми визуализациями), начертание в воздухе изгоняющих пентаграмм земли с произнесением еврейских Божественных имен и призвание архангелов в четырех кардинальных точках круга.

Этот ритуал появляется в конце 1940-х годов в «Книге магического искусства» (Ye Bok of Ye Art Magical) – оккультной записной книжке, которую вел для себя Джеральд Гарднер. «Книга магического искусства» стала первой Книгой теней гарднерианского ведовства. Хотя ритуал пентаграммы не вошел в ведовскую «литургию», как ее себе представлял Гарднер, «перевернутая» и «правильная» пентаграммы стали символами второй и третьей степени посвящения и изображались на пентаклях, которые были первоначально предназначены, как и в церемониальной магии, «для вызова подвластных им духов». В церемонии Пятикратного и Восьмикратного поцелуя на теле ведьмы также чертится «правильная» или «перевернутая» пентаграмма, которая в этом случае не несет негативного значения и не связана с силами зла. Не случайно первая газета, посвященная «возрождению ведовства» в Англии, называлась The Pentagram (выходила в 1965 г.). Символ, пришедший в молодую языческую религию из магической системы, основанной на монотеизме, получил в ведовстве свое оригинальное толкование. Видимо, Дорин Валиенте разработала символику ведовского пентакля – теперь это магическое орудие одновременно представляет (как и в Золотой Заре) элемент земли, весь космос и магический круг.


Ведовской (викканский) пентакль Дорин Валиенте

В центре пентаграммы на пентакле рисуется восьмиконечная звезда, обозначающая восемь праздников Колеса Года. В сумме 8 лучей звезды и 5 лучей пентаграммы дают 13 – священное число ведьм, число лунных циклов в солнечном году. Лучи пентаграммы посвящены божествам ведовства: три верхних луча – Богине в трех ее аспектах Нимфы, Матери и Старухи, а два нижних – Рогатому Богу в аспектах бога жизни и смерти (Doreen Valiente. Liber Umbrarum).

В ведовстве второй половины XX – начала XXI веков пентаграмма приобрела значение ключевого символа. Новая религия – викка – сегодня ассоциируется с пентаграммой так же, как христианство – с крестом, ислам – с полумесяцем, а иудаизм – с шестиконечной звездой. Многие виккане носят украшения с пентаграммами в знак своей принадлежности к религии. Иногда можно услышать, что викканская пентаграмма (в отличие от других) должна быть заключена в круг – так выражается цель духовного пути виккан – обретение гармонии микрокосма (человека) и макрокосма (мира). Пентаграмма же маркирует отличие викки от других языческих деноминаций: по своему происхождению это заведомо не-языческий знак (никто из древних язычников не использовал его собственно в религиозной практике), напоминающий о тесной исторической связи викки с церемониальной магией. Кроме того, пентаграмма символизирует гармонию мира, тогда как, например, последователи скандинавского асатру сделали своей эмблемой молот Тора, выражающий идею «мира как конфликта». Отсутствует среди значений пентаграммы и другой важный для язычества в целом мотив – связь с предками.

Особую важность для виккан представляет реабилитация пентаграммы в глазах общества. Многие фанатики от разных религий и конфессий по сей день считают любую пентаграмму символом «сатанизма». Церковь Сатаны, основанная в 1960-е годы, не имела отношения к развивавшейся викке, однако «перевернутая» пентаграмма в трактовке, восходящей к Леви и декадентским романам конца XIX века, широко используется современными сатанистами. Общность символов заставила многие ковены, стремившиеся дистанцироваться от «неудобного» религиозного движения, прекратить использование перевернутой пентаграммы в обрядах второй степени. Эта мера вряд ли могла повлиять на фанатиков: и «сатанизм», который они преследуют, и значение его символов, как правило, продукты их собственного воображения. Тем не менее, «борьба за пентаграмму» продолжается. Важной победой для американских виккан стало легальное одобрение пентаграммы в качестве знака религиозной принадлежности на надгробиях государственных кладбищ США (2007 г.).

В викке пентаграмма используется последователями самых разных традиций. Несмотря на наши различия, «бесконечный узел», «ведьмина нога», «пентальфа» объединяет нас как последователей единого духовного движения. Пентаграмма продолжает притягивать к себе людей самых разных религий и мировоззрений как символ неисчерпаемой тайны мира и человека. По утверждению Элифаса Леви, именно о пентаграмме гётевским Фаустом сказаны эти проникновенные слова:

Какой восторг и сил какой напор
Во мне рождает это начертанье!
Я оживаю, глядя на узор,
И вновь бужу уснувшие желанья,
Кто из богов придумал этот знак?
Какое исцеленье от унынья
Дает мне сочетанье этих линий!
Расходится томивший душу мрак…
Теперь понятно, что мудрец изрек:
«Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него».

Хостинг от uCoz