Главная
Тео/теалогия
Ритуальные тексты
Книга теней Гарднера
Статьи
Галерея
|
Риола
Викка в России
Как развивалась и развивается Викка в России – этот вопрос следует обсудить хотя бы для того, чтобы понять, куда она идет.
Прежде всего, нужно отметить, что здесь Викка развивается не совсем так, как на Западе. Началом этого развития следует назвать 1996-7 года, когда у нас были изданы книги Скотта Каннингема «Учебник колдовства», «Колдовство на травах» и Д. Дж. Коннвей «Мистерии и магия Луны». В это время появились первые виккане.
Вторая волна пришла с массовым внедрением в нашу жизнь интернета, что, конечно, значительно облегчило поиск единоверцев и информированность, дало возможность общаться друг с другом. Но в то же время именно общение в сети показало, насколько разные люди именуют себя викканами, что вовсе не означает, что они ими являются. Это обстоятельство, а также типично российская пассивность (дядя сделает все за меня) и страх перед некоторыми представителями господствующей религии сильно осложняют тенденцию к объединению в ковены.
Ни о какой преемственности традиций речи быть не может, поскольку вряд ли кто-то из россиян был инициирован в ковене на Западе и передал традицию дальше в Россию. Следовательно, все традиции, которые мы имеем здесь, чисто самородные и, в конечном счете, эклектичные в той или иной степени.
Вторая особенность – подавляющее большинство виккан в России – одиночки, не состоящие в каком-либо ковене. Это объясняется как малочисленностью виккан, так и российской спецификой неосведомленности о Викке как о религиозно-магической системе. Кроме всего прочего, одно дело – называть себя викканином в сети, справлять обряды, о которых не знают даже члены семьи, и совсем другое – назваться викканином в открытую, создавать ковены, общаться с другими викканами в реале.
Я не пытаюсь сказать, что быть одиночкой – это плохо или хорошо, это дело выбора каждого, тем более, что сама являюсь одиночкой. Но это не очень результативно для развития Викки в России, поскольку известно, как сильно влияет на развитие человека общение с единоверцами. Более того, это укрепляет культуру Викки в целом.
Человек, занимающийся Виккой в одиночку, должен прилагать больше усилий для того, чтобы остаться в системе верований и философии, чем те, кто активно общается и поддерживает друг друга.
Я не люблю слово «эгрегор» (слишком много разных смыслов в него вкладывают), но именно единое энерго-информационное пространство, система, сформированная верой и магической работой, и должно создать базу для Викки в России. Пока здесь просто нет наработанного канала, у каждого человека или ковена образуется свой (solitary).
Не стоит пояснять, что общение в сети все-таки виртуально и создает ложное впечатление о человеке, затрудняет адекватное энергетическое общение. Это также не способствует продуктивности. О совместных ритуалах онлайн у меня лично сложилось мнение как о неэффективных по тем же причинам.
Те немногочисленные ковены, которые существуют в России, еще дальше уходят от западных традиций, создавая свои, в которых эклектика уже до неузнаваемости меняет викканские понятия. Эклектика – вещь хорошая, но до определенного предела. После его пересечения она разрушает традицию. В итоге мы приходим к тому, что у нас будет очень много виккан, на деле являющихся просто колдунами или ведьмами. Тогда станет справедливо заключение некоторых религиозных фанатиков о том, что «виккане пополняют ряды ведьм (имея в виду всякого рода чернушниц) и сатанистов».
Почему нам следует создавать единое сообщество (именно «сообщество», а не тайное, закрытое общество с жесткими ограничениями)? Еще и для того, чтобы отражать всякого рода нападки на Викку, которые мешают людям открыто ею заниматься, не подвергаясь дискриминации. Ведь добились же того, что йогу не преследуют ни на религиозном, ни на общественном уровне? Цитирую некоторые посты: «я не говорю мужу, что я викканка», «сына в школе затравят», «никогда не скажу родителям, чем я занимаюсь». Как будто речь идет о наркомании или о террористической группе. Я хорошо понимаю, что в нашей стране всегда будет дискриминация по религиозному принципу. Однако не надо думать, что в Штатах все так гладко. Тем, кто сомневается, отсылаю к книге Ann Moura «Green Magic: The Sacred Connection to Nature». Но люди находят возможность добиваться общественного признания.
Итак, резюме. Либо Викка будет так же вялотекуще существовать в России с тенденцией к угасанию, либо мы найдем возможности ее дальнейшего развития. Вместе. И здесь, как и везде, ключом является слово, которое многие не очень любят: баланс.
http://witchwood.kzar.ru/wl_wicca_in_russia.php 16.04.2009.
|